Форум » Семья и дети » Альтернатива школьному детству » Ответить

Альтернатива школьному детству

Sun: Интересная статья об альтернативе школьному детству. Многое о чем говориться вызывает настороженность и непонимание, но что-то впрочем занятно. Навеяно обсуждениями школьного образования в соседней теме. Здесь приведен конкретный пример альтернативы, а не просто стоны о плохом образовании. Длинно, но легко читается по диагонали С позицией автора скорее не согласна. Ваше мнение?

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 All

Sun: КТО ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ ЧАСТЬ 1 Попробую начать с самого начала с тех давних времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО ;-) не ходить, еще не приходила мне в голову ну, попробуйте вспомнить свое детство. Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла.) КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид вполне нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет ;-).) С тех пор начались наши школьные "приключения". Многие из них стали "семейными легендами", которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт. (Приведу один пример "история о выходе из октябрят". В то время всех первоклассников еще "автоматически" зачисляли в окртябрята, а потом начинали взывать к их "октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника. Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры наказания для моего ребенка. Варианты были такими: "исключить из школы", "заставить быть октябренком", "поставить двойку по поведению", "не переводить в третий класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти на обучение эктерном еще тогда ;-) но мы этого не поняли.) Остановились на варианте "не принимать в пионеры", что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.) Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию "довольно странного мальчика", к которому учителя не особо приставали, потому что не находили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много начиная от формы написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая "неправильным" цветом его рубашки. Потом они "сошли на нет" я не "шла навстречу" и не "воздействовала" ни на букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.) А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу начал читать на математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет мы с ним на географии пару партий успели сыграть." Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать. И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит ходить в школу?" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу. Скажу честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась " да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.) Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы "выдающихся" способностей) в качестве "эксперимента" будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе. В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе ;-) почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за компьютером обустраивал свою BBS (если среди читателей есть "фидошники" они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был "114-й нод" в Питере "для тех, кто понимает" ;-) ). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей ;-) приходилось приглашать "умельца"), развлекать младших детей В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным ;-). В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить "экзамен" или это было просто "собеседование", или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету "5" хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это нисколько не огорчало такова была цена свободы ;-).) В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек они были уверены, что ребенок скоро "одумается" ;-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то есть) и вернется в школу ;-). Увы. Не вернулся.) Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была "социализированным" ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу это очень "престижно" ;-))). А я, будучи сторонницей "свободного" воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела внести свою лепту в "копилку" семейных легенд с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.) У меня просто камень с души упал ;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети?" "Ничем", - спокойно отвечала я. "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они не ходят в школу?!!!" "Не хотят". Немая сцена ;-). МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.) Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны "сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова "охрана детства" но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он "не может посещать школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!) Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня ;-) додумались до идеи не "сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей. Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того ;-), там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома! В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете поделитесь: опубликую в рассылке.) После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло ;-). Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве. Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы). А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет ;-). А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого! А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!! То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом. Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях ;-) но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу. Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему "домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи ) Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов "медицинская справка" у меня начиналось головокружение) а иначе он "заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием ;-).) Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни класса": мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п. Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили ;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года! Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно. Но я отвлеклась ;-). Вернемся в прошлый год, когда я привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил начальную школу". И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками. Вот только желания такого у него почему-то нет ;-). Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.

Sun: ЧАСТЬ 2 КАК УЧИТЬСЯ ДОМА Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" мне просто не верят. Думают, что это бравада. Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним "делать уроки") тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка. Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу. А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший аттестат" (для поступления в "хороший вуз") это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда ;-) удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" ;-). Бывает, но не у всех. Давайте начнем с самой традиционной цели с "хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены "двигать" своего ребенка. А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому. Самый простой способ составить план учебы посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.) Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка например, русский язык с его запутанными правилами ;-).) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен. Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя используя свои собственные условные обозначения и рисунки.) Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей ;-). И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!) Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать А если даже что-то не будет получаться можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается. (Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет "любого" это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.) И напоследок опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все "на самотек". Пробовали даже материальные стимулы ;-))). Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по системе "консультация зачет"). Если ребенок успевает сдать все ровно за 3 месяца хорошо. Если не успевает я как бы "даю ему взаймы" недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих старших детей были источники дохода они регулярно подрабатывали). А если сдает быстрее оставшиеся деньги получает в качестве "приза". (В тот год призы были получены, но идея не прижилась ;-) больше мы так не делали. Это был просто эксперимент ;-), который был интересен всем участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это работает.) Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.) И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо твои дети такие способные, они хотят учиться А наших не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к чему-то нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой ;-). У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как "книги"). Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается хорошо ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом - впрочем, это дело вкуса, а "о вкусах не спорят", как известно ;-) ). Дома все иначе. То, что в школе кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматривает обложки, он листает учебники, "зависая" над какими-то картинками А что дальше? А дальше начинаются опросы, оценки, задания, нотации И открывать учебник просто потому, что "интересно", ему и в голову не приходит А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с кошкой впишите недостающее ;-) ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске ;-) с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях То есть в школе знания если и усваиваются то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать возможность не ходить в школу он, конечно, первое время будет только отдыхать ;-). Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть Столько, сколько надо чтобы "скомпенсировать" ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать ;-) КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ Легко. У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще очень много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом Если ребенку хочется общаться он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность "уйти в себя". У моих детей бывали разные периоды: иногда они могли целый год просидеть дома и общаться только с домашними (правда, семья у нас всегда была не маленькая) и переписываться со своими "виртуальными" знакомыми. А иногда они "с головой" окунались в общение. Но самое главное они сами выбирали, когда им сидеть в одиночестве, а когда "выходить в люди". И "людей", к которым они "выходили", мои дети тоже выбирали сами это не был "коллектив одноклассников", сформированный случайным образом. Это всегда были именно те люди, с которыми они хотели пообщаться. Некоторые думают, что "домашние" дети, даже если они хотят общаться, просто не могут и не умеют это делать. Довольно странное опасение. Ребенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему с самого рождения изо дня в день приходится общаться. (Конечно, если в вашей семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая друг друга.) Так что основные "навыки общения" у него формируются именно дома, а отнюдь не в школе. Но дома общение обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться "умеет" лучше качественнее, полноценнее. И ребенку приходится "подтягиваться" до уровня нормального взрослого общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации Согласна есть такие "сверстники", которым все это не нужно. Которые под "общением" понимают что-то другое. Которые не станут вести диалоги и уважать собеседника. Но ведь и вашему ребенку тоже не захочется с такими общаться! Он выберет других тех, с кем ему самому будет интересно. Еще одна важная вещь издевательства и нападки подростков на тех, кто чем-то отличается от других. Или от тех, кто позже других появился в "коллективе". Например, если ребенок в 14 лет переходит в другую школу это часто оказывается для него тяжелым испытанием. Признаюсь: мои старшие дети проводили такие "эксперименты" ;-). Им было интересно примерить на себя роль "новенького". Они начинали ходить в школу и с интересом наблюдали за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась "издеваться". Но если "новенький" не обижается, не возмущается, а откровенно развлекается, слушая их "издевательства" это их сильно озадачивает. Они не понимают, как можно не обидеться на их изощренные метафоры? Как можно не принимать это всерьез? И очень скоро им надоедает "издеваться" впустую ;-). Другая часть одноклассников сразу ставит клеймо "не наш". Не так одет, не такая прическа, не ту музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои дети и сами не стремились войти в число "наших". И, наконец, третья группа те, кому сразу становилось интересно пообщаться с этим странным "новеньким". Т.е. именно то, что он "не такой, как все", сразу отвращало от него вторую группу и сразу привлекало к нему третью. И вот среди этих "третьих" как раз и находились те, кому недоставало нормального общения и которые окружали "странного" новенького вниманием, восхищением и уважением. А потом, когда мои дети уходили из этого класса (продержавшись там 3-4 месяца пока у них хватало сил рано вставать каждое утро, при нашем абсолютно "совином" домашнем образе жизни), некоторые из этих одноклассников оставались их близкими друзьями. Более того ;-), кое-кто даже ушел вслед за ними из школы! И вот какой вывод я сделала из этих "экспериментов". Моим детям было очень ЛЕГКО строить отношения с новым коллективом. У них это не вызывало стрессов и сильных негативных переживаний. Они воспринимали школьные "проблемы" как игру, а отнюдь не как "трагедии и катастрофы". Может быть, потому, что пока их одноклассники ходили в школу и тратили энергию на преодоление тех трудностей, которые выдвигала перед ними школа (рано вставать, много сидеть, недоедать, переутомляться, ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои дети вместо этого росли, как цветы ;-), свободно и радостно. И именно поэтому выросли БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ. Теперь по поводу отношения других детей к тем, кто не ходит в школу. За 12 лет мы видели разное ;-). От глупого смеха маленьких дурачков ("Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!") до странных форм зависти ("Ты думаешь, что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все эти пятерки за деньги ставят!") и до искреннего восхищения ("Повезло тебе с родителями! Мне бы так "). Чаще всего бывало так. Когда какие-то знакомые моих детей узнавали, что они не ходят в школу, это вызывало сильное удивление. Вплоть до шока ;-). Начинались расспросы. Почему, как это можно, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д. Многие дети после этого приходили домой, с восторгом рассказывали своим родителям, что оказывается!!! МОЖНО не ходить в школу!!! А дальше ничего хорошего. Родители не разделяли этот восторг ;-(. Родители объясняли ребенку, что это "не для всех". Что некоторые родители, в некоторых школах, для некоторых детей, за некоторую плату А они не "некоторые". И пусть ребенок забудет навсегда. Потому что в НАШЕЙ школе такое не разрешено! И точка. И ребенок на следующий день с тяжким вздохом говорил моему: "Тебе хорошо, тебе МОЖНО не ходить в школу. А мне НЕЛЬЗЯ. Мне мои родители сказали, что в нашей школе это не разрешается." Иногда (видимо, если ребенок не удовлетворялся таким ответом) ему начинали объяснять, что он НОРМАЛЬНЫЙ, в отличие от таких, которые НЕ ХОДЯТ в школу. Тут было два сюжета. Либо ему объясняли, что его знакомый (т.е. мой ребенок, который не ходит в школу), на самом деле умственно отсталый, поэтому он НЕ МОЖЕТ учиться в школе. А вовсе не "не хочет", как тут пытались представить. И надо не завидовать ему, а наоборот надо радоваться, что "ты-то нормальный, и ты МОЖЕШЬ учиться в школе!!!" Либо родителей "заносило" в другую крайность, и они рассказывали, что нужно иметь очень много денег, чтобы разрешить своему ребенку не ходить в школу, а просто "покупать" ему оценки. И только несколько раз за все эти годы родители отнеслись к такому рассказу с интересом. Они подробно расспросили сначала своего ребенка, потом моего, потом меня а потом ;-) тоже забрали своего из школы ;-). К радости последнего. Так что на моем счету несколько "спасенных" ;-) от школы детей. Но в большинстве случаев знакомые моих детей просто считали, что моим детям повезло ;-) с родителями. Потому что не ходить в школу, на их взгляд, это очень здорово, но ни один "нормальный" родитель такого не разрешит своему ребенку. Ну, а у моих детей родители "ненормальные" (по многим параметрам) так что им повезло ;-))). И нечего примерять на себя этот способ жизни, потому что это недосягаемые мечты. Так что у родителей ;-) есть шанс воплотить "недосягаемую мечту" своего ребенка. Подумайте об этом. НРАВИТСЯ ЛИ МОИМ ДЕТЯМ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Ответ однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им какие-то новые ощущения (не знания! знания они приобретали не в школе!) и помогала им понять что-то важное о себе, о других, о жизни Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и тот же: дома лучше ;-). Я думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им лучше дома. И так уже все понятно ;-) можно заниматься тем, что тебе интересно, ты сам решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не навязывает, тебе не надо рано вставать и давиться в общественном транспорте И так далее, и тому подобное Моя дочь сформулировала свои ощущения от хождения в школу так: "Представь ты испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою жажду ("жажду" знаний), ты приходишь к людям (в социум, к учителям, в школу) и просишь их утолить твою жажду. И тут они связывают тебя, выхватывают 5-литровые клизмы и начинают лить в тебя в огромном количестве какую-то бурую жижу И говорят, что это утолит твою жажду " Грубовато ;-), но честно. И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной семье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое Как сказала одна учительница про моего ребенка - "патологическое чувство свободы" ;-). -------------------------- Источник: Автор: Ксения Подорова

Наталья Бельба: по разным причинам все трое моих детей прошли чеоез экстернат с первого класса не стала бы вводить домашнее, покрутиться в школе с ее особенностями и требованиями, наверное, нужно но мои высокие дети тяжело входили в подростковый возраст со всякими вегето-сосудистыми дистониями - так спасал исключительно свободный график занятий - примерно в возрасте 10-11 лет, потом все утрясалось и очень активно некоторые ходили в школу - исключительно за общением с одноклассниками жалею, что осознание возможности образовывать ребенка на дому пришло поздно - боялась ответственности патологическое чувство свободы - звучит гордо, но часто оборачивается неумением работать в коллективе и невозможностью подстраиваться под требования совместной работы, а такой свободолюбивый все равно часть жизни должен будет провести в подчиненном состоянии баланс важен во всем


Метеорит: Осилила) Что хочу сказать, наверно для особенных детей возможно обучение дома. Хотя школа это не только получение знаний, это еще 10 незабываемых лет общения и радости) Почему-то кажется что детки которые учатся дома проигрывают в плане общения и социальной адаптации. Редко какие дети будут учиться дома если родители не будут следить за этим. Мне больше нравится классический вариант обучения. Но конечно в хорошей школе с талантливыми педагогами.

vladi: Наталья Бельба пишет: патологическое чувство свободы - звучит гордо, но часто оборачивается неумением работать в коллективе и невозможностью подстраиваться под требования совместной работы, а такой свободолюбивый все равно часть жизни должен будет провести в подчиненном состоянии Согласна на миллион, что это может стать самой основной проблемой в дальнейшей реализации. А экстернат в старших классах очень полезен, у меня практически все переводили на 2 последних года детей на экстернат, чтобы было время готовиться к поступлению.

inanna: Sun гран мерси за статью! Давно ничего интереснее не читала! Автору - мой респект и восхищение (жаль, не знаю, куды передать ...)! И все-таки основная проблема не решается даже таким безусловно правильным образом ... все равно на аттестат о среднем образовании хошь - не хошь, а до сих пор К_А_Ж_Д_О_М_У непонятно за каким фигом надо сдавать на оценку кучу разного балласта с косинусами, Гей-Люссаками и прочей лабуденью, абсолютно пустой и бессмысленной для того же композитора, к примеру! А без аттестата не пустят в ВУЗ, и т. д... вот эту чудовищную практику надо бы менять-то первым делом, а не изобретать ЕГЭ, цветистые названия (хотя в основе - всего лишь те же тестикулы с котангенсами и гипотенузами, и даже не сбоку... )... с модными доп. нагрузками и прочая, прочая... ВСЕ ЭТО ЕРУНДА, и дело совершенно не в этом! Обязательные совковые стандарты среднего образования надо срочно менять для начала, а потом уж расширять всякие возможности специализации... вернее, ОДНОВРЕМЕННО это надо делать! Надеюсь, у нас в стране ведь уже нет совкового патологического стремления любой ценой "догнать и перегнать Америку" в смысле технического прогрессу, поэтому и нет нужды силком ковать технарей из всех подряд винтиков-шпунтиков, невзирая на реал... Одна надежда, что когда-то все же дойдет и до корневых проблем, раз хоть что-то начали менять в этой замшелой системе...

Ульяна: Я работаю в школе и для себя уже давно решила, что мои дети (эххх, если будут конечно ) в школу пойдут только если сами захотят, я не поведу, просчитала с чем смогу помочь сама, с чем муж, поняла, что от школьной программы ничего не потеряем, так что домашнее обучение - это мой вариант. С автором согласна на все 100 %.

Масечка: Ульяна пишет: Я работаю в школе и для себя уже давно решила, что мои дети (эххх, если будут конечно ) в школу пойдут только если сами захотят, я не поведу, просчитала с чем смогу помочь сама, с чем муж, поняла, что от школьной программы ничего не потеряем, так что домашнее обучение - это мой вариант. С автором согласна на все 100 %. а не могли бы расказать чуть подробней почему вы так решили?....очень интересно..... статья интересная....спасибо Sun серьезно задумалась.....

Cлоник: прочла статью восторгов не разделила возникли мысли 1. Если ребёнок учится подобным образом. то ему однозначно приходится учить всю программу очень досконально, ибо во время экзамена у него все знания выспросят (не проскочишь под шумок. однозначно), а это означает, что все синусы и косинусы должны быть вызубрены ( и не только они) кстати это говорю по собственному опыту. живя на две страны мне приходилось забирать детей из школы и увозить на год или полгода в другую страну и учить их дома так вот, в школе выспрашивали так, что мама не горюй 2. Ну хорошо, школа, потом что? Институт и работа дальнейшая планируются или нет? В институте надо ходить, сдавать, присутствовать и далеко не все предметы интересны. а программа есть и будь добр сдать её всю если нет привычки к регулярным занятиям, то трудно придётся про свободное посещение в ВУЗах мне не говорите, во-первых оно не с первого курса, во-вторых есть занятия, на которых присутствовать все равно обязательно надо (вне зависимости от профиля ВУЗа) и ещё есть преподаватели, которые могут просто не поставить зачёт или экзамен, если студент не ходил на занятия, а таких гениев. которые могут всё сдать обучаясь вне ВУЗа очень мало, к тому же любой препод может завалить любого гения. например из вредности) и там не школа, визит мамы в деканат-ректорат никто всерьёз рассматривать не станет 3. Работа Нам всем приходится делать там кучу вещей, которые нам кажутся не нужными, и пустой тратой времени, однако не будешь же всё время работу менять? Ну , конечно можно быть вольным художником, но далеко не у всех это получится Школа школой, но ею , ни к счастью ни к сожалению, жизнь не заканчивается это так, просто мысли вслух

ksandra: Sun пишет: Многое о чем говориться вызывает настороженность и непонимание, но что-то впрочем занятно. не более занятно, чем РОДЫ НА ДОМУ))) Метеорит пишет: школа это не только получение знаний, это еще 10 незабываемых лет общения и радости) обязательно! но к сожалению не у всех.. для меня и моей дочери именно так и случилось, у мужа к школе очень ровное отношение, у сына о школе не однозначные воспоминания... думаю, каждый находит то, что ищет

Ульяна: Масечка , очень сложно написать об этом. Это и мой личный опыт обучения в школе, и мой личный опыт работы учителем и опыт моего мужа, все вместе. Господи, да мне не перечислить всего, это нереально, тут и психологический аспект, и физиологический, нравственный, просто учебный и т.д.

Cлоник: кстати о композиторах в плане офф-топа до 9 класса включительно в программу средней школы уж точно не входит ничего исключительно сложного а дальше. одарённых музыкантов. милости просим в музучилище... там все предметы с ненавистными тут физиками , химиями и математиками объединены в один курс, который называется естественно-научным, понятное дело, что его преподают не регулярно))))) так что какие проблемы-то? а минимум об окружающем мире знать, мне кажется, надо любому человеку, ну хоть то, что преподают до 9 класса включительно)))))))))) проблемы возникнут, если музыкантом быть передумаете)))) так как аттестат при выпуске из музучилища не положен, не дают его поэтому на всякий случай, почти все мои знакомые, кто детей туда отдавал учиться, заканчивали экстернатом 10-11 класс, чтобы на случай чего, аттестат всё-таки был и могу сказать, ни у одного музыканта получение аттестата проблем не вызвало... может они все гении не только в музыке?))))

Масечка: Ульяна спасибо.....можно еще вопрос? а что вы думаете об этом Cлоник пишет: 2. Ну хорошо, школа, потом что? Институт и работа дальнейшая планируются или нет? В институте надо ходить, сдавать, присутствовать и далеко не все предметы интересны. а программа есть и будь добр сдать её всю если нет привычки к регулярным занятиям, то трудно придётся про свободное посещение в ВУЗах мне не говорите, во-первых оно не с первого курса, во-вторых есть занятия, на которых присутствовать все равно обязательно надо (вне зависимости от профиля ВУЗа) и ещё есть преподаватели, которые могут просто не поставить зачёт или экзамен, если студент не ходил на занятия, а таких гениев. которые могут всё сдать обучаясь вне ВУЗа очень мало, к тому же любой препод может завалить любого гения. например из вредности) и там не школа, визит мамы в деканат-ректорат никто всерьёз рассматривать не станет 3. Работа Нам всем приходится делать там кучу вещей, которые нам кажутся не нужными, и пустой тратой времени, однако не будешь же всё время работу менять? Ну , конечно можно быть вольным художником, но далеко не у всех это получится Наталья Бельба пишет: патологическое чувство свободы - звучит гордо, но часто оборачивается неумением работать в коллективе и невозможностью подстраиваться под требования совместной работы, а такой свободолюбивый все равно часть жизни должен будет провести в подчиненном состоянии

Cлоник: Ульяна вот честно и у меня дети учились и младшая ещё учится и я сама учителем в школе работала. недолго. но достаточно школа самая обычная, вон у меня под окнами, вокруг бывшие общежития завода ЗИЛ и я не заметила, что в нашей школе кого-то уродовали или делали среднестатистическим каждый ребёнок индивидуальность все разные и каждый личность может это особенность нашей школы, не знаю

Ульяна: Cлоник пишет: и я не заметила, что в нашей школе кого-то уродовали или делали среднестатистическим каждый ребёнок индивидуальность Нет, не уродовали, а делали как всех, то есть обычными, меня ломали, я уговаривала своих деток подчиниться, потому что по другому в школе нельзя и даже если я с этим не согласна, то все равно против системы не пойду, я извиняюсь перед детьми и делаю то, что от меня требует администрация, а с нее органы образования и т.д. Я не хочу спорить, я не призываю вас верить мне, или делать как я - это мое решение и решение моего мужа. Масечка Институт бывает заочный (я училась так, несколько лекций, а остальное самостоятельно, параллельно работая). А работа - работу мы выбираем по интересам, не нравится - меняем

Масечка: Ульяна спасибо за ответ

Sun: У меня тоже ряд вопросов, если есть люди, придерживающиеся позиции автора... Ребенок всю жизнь пропускающий школу и только готовящийся к экзаменам пойдет на лекции и семинары в универе? Сколько дней он осилит? А учиться не посещая пар тяжеловато. И вообще как ребенок в школьном возрасте может определить, что именно ему подходит? И школа - это действительно социализация, не просто общение с другими людьми, а понимание правил и устройства общества, в котором живешь. А то дальше и будут возникать вопросы, зачем ходить на работу или соблюдать законы. И не каждый родитель имеет возможности и способности быть хорошим учителем своему ребенку.

Ульяна: Большую часть своего школьного возраста я протестовала против этой системы, институт заочно, это я уже говорила. Выросла - влилась в систему как миленькая Подчиняюсь всем законам, да еще и других учу этому делать.. Домашнее образование - это не нововведение в России, это уже было. Поступали потом в университеты и учились.. Если родители не чувствуют себя в силах так учить детей или просто считают такой вариант не приемлемым - тогда о чем речь?

ksandra: Масечка спрашивает: патологическое чувство свободы - звучит гордо, но часто оборачивается неумением работать в коллективе и невозможностью подстраиваться под требования совместной работы, а такой свободолюбивый все равно часть жизни должен будет провести в подчиненном состоянии в точку! по опыту некоторых знакомых мне молодых людей могу сказать, что Наталья Бельба совершенно права...Очень часто случается так, что на отстаивание этого "свободолюбия" в социуме уходят основные силы, а на проявление незаурядных способностей уже и сил-то не остается, и в результате оборачивается разочарованием и обидами

Sun: ksandra пишет: Очень часто случается так, что на отстаивание этого "свободолюбия" в социуме уходят основные силы, а на проявление незаурядных способностей уже и сил-то не остается, и в результате оборачивается разочарованием и обидами Но с другой стороны, может действительно оно того стоит?

ksandra: Ульяна пишет: , я уговаривала своих деток подчиниться, потому что по другому в школе нельзя и даже если я с этим не согласна, то все равно против системы не пойду, я извиняюсь перед детьми и делаю то, что от меня требует администрация, а с нее органы образования и т.д. странная позиция учителя... вернее слабая,

Cлоник: все может быть, я тоже спорить не буду мной опробовано и так и так главное, чтобы дети не страдали от экспериментов, от кого бы эти эксперименты не исходили Про работу могу сказать просто, меняем да, но если мы не гендиректор или не сам себе режиссёр, то подчиняться придётся и в коллективе работать придётся (а уж гендиректору вообще им руководить) и вот тут свободный дух может сильно пострадать, именно без сарказма говорю, может быть удар по психике и серьёзный по принципу привык делать, что считаю нужным, а мне тут указывают главное, чтобы нормально человек жил потом, где и как учиться, это не важно и ещё свобода это здорво, только если это свобода. а не вседозволенность сейчас часто понятие вседозволенности (делаю, что хочу) путается с понятием свободы но это уже разговор на другую тему

Масечка: Sun пишет: Но с другой стороны, может действительно оно того стоит? тоже задумалась над этим.... мне кажется 10-11 клас лучше окончить экстерном если есть возможность....а в начальную школу наверное лучше ходить....но это ....интуитивно что ли мне кажется .....а вот средняя школа

ksandra: Sun пишет: Но с другой стороны, может действительно оно того стоит? Вероятно, есть отдельная категория детей с очень большой внутренней организацией и обостренным чувством свободы. Для них возможно и ДА. И есть ряд профессий, где не требуется коллектив. Без внутренней организации - пиши пропало... это годы набивания собственных шишек, борьбы с ветряными мельницами и доказывание начальнику, что "он дурак" со всеми вытекающими последствиями.

Ульяна: ksandra пишет: странная позиция учителя... вернее слабая, Да, здесь я согласна Но мне настолько даром во что одеты дети, но меня заставляют на это обращать внимание.. Я не переживаю, что дети опаздывают на урок, но меня заставляют - и я пишу замечания, всему есть логичные объяснения в нужности данных поступков...

lo: Sun пишет: И школа - это действительно социализация, не просто общение с другими людьми, а понимание правил и устройства общества, в котором живешь. А то дальше и будут возникать вопросы, зачем

Метеорит: Sun пишет: пойдет на лекции и семинары в универе? Сколько дней он осилит? Очень правильный вопрос И ведь действительно ,не приучившись к дисциплине с детства почти невозможно приучится к этому во взрослом состоянии. Я это хорошо по себе знаю. Даже работать как все люди, я не смогла. Только из-за этого мне пришлось стать боссом)) И все равно мне очень трудно живется в плане заставить себя что-то делать тогда когда нужно. Борюсь с этим всю жизнь, а сдвиги ничтожны. А все потому что родители ничего не заставляли. Не хочешь сегодня идти в школу-не ходи. Не хочешь учить уроки- не надо. Sun пишет: И вообще как ребенок в школьном возрасте может определить, что именно ему подходит? Единицы, думаю, на это способны. Я в школе тяготела к одному, после школы к другому, а сейчас и совершенно к третьему. Хорошо что школа дает такой широкий спектр знаний. Я против его сужения. Sun пишет: И не каждый родитель имеет возможности и способности быть хорошим учителем своему ребенку. Конечно. Наверно домашнее обучение это действительно для очень одаренных детей, над которыми не нужно стоять и объяснять,они способны по книгам учиться.

ksandra: УльянаУльяна пишет: Но мне настолько даром во что одеты дети, но меня заставляют на это обращать внимание.. Я не переживаю, что дети опаздывают на урок...Мне всегда больше волновало о чем они думают, что хотят знать, что интересней и как интересней преподнести материал, а нужно заниматься какой то чепухой это действительно ценно, но детям полезно научиться уважать не только свое время, но и время учителя, и не опаздывать...и не секрет, что опаздывают практически одни и те же дети...А требование приходить в школу, к примеру не с голыми животами, необходимо ради их-же, детского здоровья. Можно на это не обращать внимание, но это по-большому счету, скорее во вред, чем на пользу

Ульяна: ksandra , я все понимаю, нужно, но видно у меня голова забита не тем, и для меня это не столь значимо.

inanna: ksandra пишет: в точку! по опыту некоторых знакомых мне молодых людей могу сказать, что Наталья Бельба совершенно права...Очень часто случается так, что на отстаивание этого "свободолюбия" в социуме уходят основные силы, а на проявление незаурядных способностей уже и сил-то не остается, и в результате оборачивается разочарованием и обидами Ну-с, с этим и я согласна. В том-то и беда, что в нашей жуткой системе хоть в чем-то отличающийся от усредненных масс (фуу, какое мерзкое савецкое слово! ) человек уже с детства ВЫНУЖДЕН чего-то отстаивать - вместо того, чтобы спокойно учиться и развиваться, готовиться к полноценной жизни! ksandra пишет: странная позиция учителя... вернее слабая, Единственно верная позиция НОРМАЛЬНОГО человека, а не просто училки!!! Однажды вместо контрольной по информатике в 10 классе (некоторые помнют, надеюсь, эти мудовые рыдания конца 80-х, без подходов к компутеру, с рисованием типа алгоритмов на бымашке ) я не сумела даже тупо срисовать задание с доски - эту дурацкую абракадабру - да и не захотела, в общем; поэтому просто живописно изобразила на своей бымашке рот с высунутым языком , и прям так сдала учителю... Это была уникальная беспрецедентная наглость ва-банк! На следующем уроке учительша без всяких устных комментариев энти контрольные раздала... На моем листке было написано: "Бедная Катя! Скоро твои мытарства закончатся" ... и стоял щедрый трояк. И очень правильно!!!

ksandra: inanna пишет: человек уже с детства ВЫНУЖДЕН чего-то отстаивать безусловно, и начинается это в детской песочнице... или малогабаритной квартире с соседями, или даже в особняке с родными братьями/сестрами... жизнь вообще - борьба))) inanna пишет: - вместо того, чтобы спокойно учиться и развиваться, готовиться к полноценной жизни! без умения соблюдать правила любого социума, без умения/желания подчинить свои сиюминутные интересы интересам общего дела или своего собственного дела, вряд-ли возможна полноценная жизнь, тем белее в капиталистическом обществе... если конечно не готовить своих детей к жизни на необитаемом острове)))

ksandra: inanna пишет: "Бедная Катя! Скоро твои мытарства закончатся" Бедная Катя, все еще у Вас впереди))) ... inanna пишет: В том-то и беда, что в нашей жуткой системе хоть в чем-то отличающийся от усредненных масс (фуу, какое мерзкое савецкое слово! ) Конечно любая школа, советская-ли... западная-ли... имеют определенные издержки и перегибы, НО пока ничего более удобного и унифицированного для всеобщего образования не изобретено... Если inanna знает, КАК именно надо, чтобы было все исключительно идеально - пусть поделится

ВикториЯ: ksandra пишет: Конечно любая школа, советская-ли... западная-ли... имеют определенные издержки и перегибы, НО пока ничего более удобного и унифицированного для всеобщего образования не изобретено Согласна Я хоть и против забивания детских голов всякой ненужностью, но считаю, что в школу ходить надо, надо учиться жить в коллективе и быть его частью(не путать со стадом). Скажу честно, то, как дают программу у нас в школе-классе меня не устраивает, мы много занимаемся дома, дочка ходит в школу за общением, к подружкам, а там уже и общие интересы-своя маленькая жизнь.

inanna: ksandra пишет: Если inanna знает, КАК именно надо, чтобы было все исключительно идеально - пусть поделится Да запросто! По 2 часа в неделю алгебры, геометрии, физики и химии НА ФИГ НЕ УПЕРЛИСЬ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ВПЛОТЬ ДО ВЫПУСКА, да на оценку в аттестат!!! Они усердно культивировались савецкой властью именно ради идейного упора на технаризм (все помнют, ИМХО, это знаковое: "Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне" ...) - известное дело, повторяю, шоб "догнать и перегнать Америку. Партия сказала: НАДО (и ботинком постучала, вопя Америке: "Мы вас похороним!" )... Гуманитарии нужны были этой самай партии постольку, поскольку ... В ограниченных прикормленных количествах, в общем. А то от них одни неприятности; больно уж любят по кухням вякать, мать ихнююю... Теперь партия та почила отнюдь не в бозе - а воз и ныне там, и все никак до него ни у кого руки не дойдут, видать, до сих пор ... И продолжается это бессмысленное гадство, то бишь форменное обязательное и тотальное изнасилование несчастных гуманитариев квадратными трехчленами (те, кто гордо заявляют, что они гуманитарии, но учились страшно хорошо по всем предметам - они не гуманитарии ни разу, а просто разносторонне развитые личности ... так уж вышло, что умение внятно и грамотно излагать очень часто бывает сопутствующим фактором и при техническом складе ума, а вот чтоб наоборот при выраженном гуманитарном - шиш, и с этим НИЧЕГО НЕ ПОДЕЛАЕШЬ! Это примерно как безногого инвалида из-под палки заставлять мазурку плясать, честное слово! Или генетическую пышку - худеть и в балет... )... Нда... Так вот. Примерно где-то опосля дробей, Пифагора, уравнений да элементарных физ-хим-понятий (исключительно заради техники безопасности, в основном - чем какие нарушения житейско-физических законов чреваты: почему нельзя совать пальчик в розетку, прыгать с крыши и т. п. - ну, грубо ...) третирование и вымучивание всех без разбору школьников точными науками надо прекращать!!! Тут я осмелюсь утверждать, что большего-то в обыденной взрослой жизни один хрен НА ФИГ НЕ НАДО среднестатистическому человеку: повару, хирургу, поэту etc etc... НУ, И СМЫСЛ????!!! Короче, дальше ДЛЯ ВСЕХ должна идти уже какая-то первоначальная специализация (и пусть технари распрекрасно себе отправляются в реальные училища с полным набором своих разлюбезных точных наук, а мы с Пушкиным, имевшим тот же честно заработанный нуль по математике - резвым галопом в другую сторону)... ну, с обязательным, разве что, объединенным каким-нить естествознанием (вот как-то так и есть в Штатах, если не ошибаюсь); а не пресловутые зубодробительные 2 часа в неделю алгебры, геометрии, физики и химии ... Этот бессмысленный бред срочно необходимо заменять на более удобоваримые и применимые к жизни науки! Да хоть основы юриспруденции, психологии, языки в реально применимых объемах, а не те же 2 часа в неделю для галочки , бытовуху... я бы дак хоть патологоанатомию вместе с сольфеджией и суахили однозначно предпочла бы тока одной треклятой алгебре! Ну, в общем, как-то так вкратце...

ВикториЯ: inanna , угумс, добавлю еще от себя, что согласно приказу Минобра, с 2009 года экзамен по иностранному языку стал обязательным при поступлении в вузы на большинство гуманитарных специальностей. А его в рамках школьной программы ну никак не выучить, и ежели мое дитя гуманитарий, то нафиг ему как пишет inanna пишет: алгебры, геометрии, физики и химии ... да еще в таком кол-ве.

ksandra: inanna пишет: По 2 часа в неделю алгебры, геометрии, физики и химии НА ФИГ НЕ УПЕРЛИСЬ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ВПЛОТЬ ДО ВЫПУСКА, да на оценку в аттестат!!! с таким подходом вечно нам быть сырьевым придатком ентих самых европ и америк .. Нда...

inanna: ksandra пишет: с таким подходом вечно нам быть сырьевым придатком ентих самых европ и америк .. Нда... Дык вот мы и есть такой придаток с существующим идиотским подходом, к сожалению...

ksandra: inanna пишет: Дык вот мы и есть такой придаток с существующим идиотским подходом, к сожалению... а гумманитарии нас спасут сырьевой придаток мы, ввиду отсутствия собственных высокоразвитых технологий и политической воли что-то серьезное делать в этом направлении

ВикториЯ: Мне очень жалко детей!Когда во главу ставится не качество и уровень знаний,а подготовка к экзамену! Постоянное запугивание детей,муштра ни к чему хорошему,кроме ослабленной психики не приведут! Лично мне,важнее знания моей дочери,а не оценку,которую ей учительница субъективно поставила.

ksandra: ВикториЯ пишет: Мне очень жалко детей!Когда во главу ставится не качество и уровень знаний,а подготовка к экзамену! А как Вы предлагаете оценивать качество и уровень знаний? По только по оценкам учителя? Но они тоже могут оказаться необъективными... Или вообще не оценивать. Просто давать материал и не спрашивать/оценивать, что ж на самом деле в остатке?)) из моего опыта: именно качественно, а не наскоком, готовясь к экзаменам в школе-ли, в институте-ли, я восполняла те пробелы знаний, которые сама же и допустила.В институте конечно больше мухлевали, были всякие студенческие штучки)))Ну бывало, что и не повезет... попадется неудачный билет... К примеру, в музыкальной школе я очень не любила сольфеджио, кстати из-за личной детской неприязни к преподавателю. Честно скажу, не нравилась она мне из-за того, что у нее был резкий и неприятный тембр голоса и бородавка на носу)))) НО, при подготовке к экзамену по сольфеджио (которое, как я считала, мне совершенно не пригодится на практике) я поняла СТОЛЬКО о гармонии, полифонии и принципах композиции, что даже "заполюбила" этот прежде ненавистный предмет. И теперь, спустя столько лет, "подбираю" любую песню на гитаре, зная принципы построения септаккорда или доминантсептаккорда в любой тональности))) Прежняя система экзаменов в общеобразовательной школе (сдавали в 1976г. 8 экзаменов) - была не самая худшая Еще на письменных можно было получить "необъективную" оценку, хотя и сложно... все-таки критерии по количеству ошибок соблюдались неукоснительно, а на устном экзамене - все видно и слышно и если человек отвечает в тему- заваливать нет ни какого смысла. Не заинтересованы школы в занижении результатах общих экзаменов. Были реальные билеты с вопросами - готовься, учи... что мешает и при чем тут гонка? По каждому экзаменационному предмету были факультативно дополнительные занятия, где подробненько разбирался каждый вопрос, прорешивались подобные задачи...или писались "пробные" сочинения... Что-то похожее было и у моих детей до 2006 года.



полная версия страницы